Автомагазин на Прудской

Что такое датчик кислорода и для чего он нужен

Для того, чтобы определить, сколько свободного кислорода осталось в выхлопных газах автомобиля, пользуются датчиком кислорода. Греческой буквой λ обозначают смесь воздуха и бензина, поэтому у этого специального компонента автомобильного двигателя есть и второе название – лямбда-зонд.


 
Как работает кислородный датчик

Это устройство действует по такому же принципу, что и гальванический элемент, в котором имеется твердый керамический электролит из цирконий диоксида. Электроды изготовленные из платины, которые проводят ток, напылены на керамические элементы, легированные оксидом иттрия. В каждый из электродов поступает смесь газов.

В один из них подаются отработанные выхлопные газы, а в другой – атмосферный воздух. Лямбда-зонд во время своей работы может нагреваться до температуры, равной 300-400 градусам по Цельсию, а это дает возможность измерить количество остаточного кислорода. Все благодаря тому, что у электролита из циркония при такой температуре появляется способность проводить электричество. А так как в выхлопных газах и в воздухе из атмосферы содержится разное количество кислорода, то на электродах возникает выходное напряжение тока.

Кислородный датчик – устройство не самостоятельное. Его функционирование возможно при воздействии нейтрализатора отработанного газа. Этот нейтрализатор нужен для того, чтобы окислять токсичные вещества, превращая их в безвредные вещества — воду, азот и углекислый газ.

Датчик кислорода не является самостоятельным устройством.

Катализатор работает в двух диапазонах значений:

— 0,85-0,9 – система становится максимально мощной;

— 1,1-1-,3 – топливо расходуется наиболее экономно (при полностью открытой дроссельной заслонке).

Показатели работы

В том случае, если с двух сторон количество оксигена одинаково, то датчик, передающий информацию с электролита, будет находиться в состоянии равновесия. Это значит, что разница потенциалов соответствует нулевому значению. Когда меняется концентрация кислорода – это приведет к возникновению разности потенциалов. Отношение между содержанием кислорода в выхлопе и атмосфере пропорционально логарифму. Если количество кислорода в выхлопных газах снизится в сотни раз (это является показателем достижения горючей смеси стехиометрического состава, при котором оксигена хватит ровно для полного окисления горючего), это зафиксирует бортовой компьютер автомобиля.

Главной задачей контроля расхода топлива и количества кислорода, содержащегося в нем, является профилактика всевозможных неполадок работы двигателя и его систем.